Учитель: Тытюк В.Е.
ТЕМА: В.М. Гаршин. «Лягушка- путешественница».
ЦЕЛИ: Познакомить учащихся с творчеством русского писателя и его сказкой « Лягушка- путешественница».
Задачи: Учить выявлять черты характера героя, наделённые автором.
- Развивать умение выборочного чтения, чтения по ролям, отвечать на вопросы по содержанию.
- Воспитывать интерес к чтению, положительные черты характера, любовь к родному краю и природе.
1. Организационный момент.
Учитель: - Добрый день, ребята! Уважаемые взрослые! Ребята, поприветствуйте гостей улыбкой. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы все спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы. Я желаю, Вам хорошего настроения на уроке.
Сегодня мы с вами окажемся в удивительном царстве природы. (Слайд№1)
Природа дарит много разных звуков, которые она сама создала.
Давайте потянемся к солнышку, почувствуем запах леса, озера. Послушаем звуки, постараемся их запомнить. Узнать среди них знакомые.
2. Логопедическая подготовка.
Учитель: Ребята, давайте, выполним зарядку для вашего артикулярного (речевого) аппарата.
- Читаем на выдохе ряд букв, убыстряя с каждым разом.
- Посмотрите в «Зеркальце» и улыбнитесь.
- Повторите скороговорку «Две лягушки, две квакушки, очень дружные подружки». ( повторяем 3 раза на выдохе).
Учитель: Вот мы привели в порядок свой (речевой)
артикулярный аппарат.
3.Актуализация прежних знаний.
Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим работу над темой «Литературные сказки».
- Скажите, а чем отличаются литературные сказки от русских народных сказок? Сказки, каких авторов вам знакомы?
4.Тема урока. Постановка цели.
Учитель: Сегодня ребята на уроке мы познакомимся с творчеством известного русского прозаика Всеволода Михайловича Гаршина.
( Слайд №2 ) Портрет писателя.
Учитель : Произведение, о котором пойдёт речь, было написано одним из последних в его жизни. Название вы услышите в моём рассказе.
5.Работа по теме урока.
А) Рассказ учителя о творчестве писателя.
Б) Рассказ о детстве писателя (рассказ ученика).
Название, какого произведения вы услышали в нашем рассказе?
Учитель: Так с каким же произведением мы сегодня познакомимся?
Откройте учебники на стр.188 и прочитайте название произведения.
« Лягушка- путешественница».
- Ребята, а кто такие лягушки?
( ответы детей).
Давайте посмотрим на экран и послушаем рассказ лягушки о своей жизни и жизни своих сородичей.
(Слайд №3). (текст в приложении к уроку)
(Слайд№4).
Физ. Минутка (сейчас проверим вашу реакцию).
-Кто такие путешественники? А на чём можно путешествовать?
(Слайд №5). (путешественники).
Учитель: А вы бы хотели узнать, почему автор назвал лягушку путешественницей?
(слайд № 6). (обложки книг).
6.Первичное восприятие текста.
Возьмите в руки карандаш и во время чтения отмечайте слова, значение которых вам не понятно.
Читает учитель.
7.Беседа по содержанию текста.
- Вот мы прочитали с вами сказку. Докажите, что это сказка?
- Кто главные герои сказки?
-Какой была жизнь лягушки до встречи с утками? (найдите в тексте).
- Что заинтересовало лягушку в рассказе уток?
- Найдите и зачитайте зачин сказки, концовку сказки.
- Почему лягушка решилась отправиться в дальние края?
(услышала рассказ уток, и это стало её мечтой) Найдите это в тексте.
- Сбылась ли мечта лягушки?
-Как вы думаете, что помешало сбыться её мечте?
Я предлагаю вам несколько вариантов ответа:
- лягушки не умеют летать.
- прутик, на котором летела лягушка, оказался непрочным.
- из-за хвастовства, зазнайства лягушки.
Физ. минутка для глаз.
Давайте немного отдохнём и сделаем зарядку для глаз.
Головку держите ровно - посмотрите наверх, налево, направо, вниз.
Глазами начертите круг, треугольник, квадрат. Закройте глазки, а теперь открываем и продолжаем работать.
Самостоятельная работа.
А сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно. Перед вами листок, на котором написаны слова, характеризующие нашу героиню. Выберите подходящие слова, а лишние зачеркните.
Лягушка
Сообразительная
Скромная
Трусливая
Смелая
Болтливая
Любопытная
Решительная
Хвастливая
Вежливая
Работа в парах.
Проверьте в парах, какие слова у вас совпали, а какие нет.
Проверка выполненной работы.
- Поднимите руки у кого совпали все слова?
- Итак, какие слова можно отнести к характеру лягушки. В чём проявляются эти черты?
Учитель: Какое из перечисленных качеств помешало сбыться мечте лягушки и завершить своё путешествие. (хвастливость).
Прочитайте пословицу.
(Слайд№7)
«Хвастовство само себя наказывает».
Учитель: Подходит эта пословица к поведению нашей героини?
(ответы детей)
А в жизни встречаются люди с такой чертой характера?
(Слайд №8)
Итог урока.
Какой бы совет вы ей дали?
Чему научила вас эта сказка?
Рефлексия.
« Всё в твоих руках».
На листике бумаги обведите ладошку левой руки. Каждый палец- это какая-то позиция, по которой надо высказать своё мнение, закрасить пальчик в соответствующий цвет. Если какая-то позиция вас не заинтересовала, оставьте не закрашенным.
Большой палец - для меня тема была важной и интересной. (Красный)
Указательный - узнал много нового. (Жёлтый)
Средний - на уроке мне было трудно. (Зелёный)
Безымянный - мне было комфортно и хорошо. (Синий)
Мизинец - для меня было мало информации, мне было неинтересно. (Коричневый)
(Слайд №9).Уроку нашему конец, сегодня каждый, молодец!
Домашнее задание: Пофантазируйте, как могло бы закончиться путешествие лягушки. Выразительно прочитайте дома сказку и подумайте, на сколько частей её можно разделить?
Учитель: Ребята, спасибо вам за урок.